Интриги: сплетение судеб

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Интриги: сплетение судеб » Городская библиотека » Правила этикета высшего общества


Правила этикета высшего общества

Сообщений 1 страница 9 из 9

1

Правила этикета в светском обществе.
О поклонах.
По поклону легко отличить человека хорошего тона от человека, не получившего воспитания. Поклон, прежде всего, есть долг вежливости; чем старше, заслуженнее лицо, которому мы кланяемся, тем и выражение нашего уважения должно быть почтительнее. Товарищу своему, однолетке или сослуживцу, можно поклониться как найдем удобным.
Но есть случаи в жизни, когда от выражения вежливости или от поклона, как знака уважения к известному лицу, нередко зависит целая карьера человека. Не низкопоклонничество, составляющее дурную черту заискивающего человека, проповедуем мы, но говорим, что приличный поклон служит лучшей рекомендацией порядочности человека. Не говорим ли мы иногда: «Как он мне сухо поклонился» и внутренне остаемся этим недовольны; и, наоборот, симпатизируем лицу, которое встречает нас радушным поклоном. Следовательно, по самим движениям мы определяем то или другое настроение человека. Нередко по первому поклону мы определяем характер человека, степень его воспитания.
Остановимся на объяснении тех движений, которые впоследствии могут дать нам возможность являться в общество со всеми видимыми признаками хорошего тона и утонченной вежливости. Официальный поклон делается так: несколько шагов вперед, шаг вправо или влево, куда представится удобнее, другая нога придвигается к первой, наклоняется голова, при этом грудь как бы вдавливается, отчего вы делаете невольный шаг назад и уже, отступая, становитесь во весь рост и поднимаете голову. При этом надо заметить, что, подходя к особе, которой желаете поклониться, еще до поклона вы должны смотреть прямо в лицо. Поклон не обязательно должен быть настолько вычурным. Но он всегда должен быть четко выраженным и не оставлять сомнений в своей природе. Дамы всегда кланяются только легким наклоном головы.
Если особа, которой надо отдать поклон, застает вас сидящим, то следует встать, сделать шаг направо или налево и наклонить голову. Когда входите в комнату, в которой находятся хозяин или хозяйка дома, вы должны прежде всего поклониться им, а уж потом остальным присутствующим. Проходя через комнату, где кто-нибудь есть, но нет хозяев, которые помещаются в соседней комнате, вы делаете поклоны на ходу, направо и налево, если присутствующие размещаются по обе стороны. Эти поклоны на ходу делаются так: чтобы поклониться направо, вы выдвигаете правую ногу вперед, поворачиваете немного туда корпус и несколько наклоняете голову; если налево – выдвигаете левую ногу.
При каком бы ни было поклоне вы не имеете права протягивать первым руку даме, пока она не подаст ее сама, точно так же и лицу старше вас и вышестоящему по положению. Если в комнату входит дама или иное лицо, которому следует отдать поклон, вы должны найти случай поклониться первым. Знакомым нужно кланяться везде, где бы не пришлось их встретить.
Не нужно дожидаться, чтобы человек, стоящий в обществе ниже вас, кланялся вам первый. Вышестоящий человек, следующий правилам учтивости и благородный по своим душевным качествам, отличается той любезностью, с которой он исполняет этот долг вежливости. Встречая даму, идущую одну или под руку с незнакомым вам лицом, нужно ждать, чтобы она дала вам знак рукой или глазами, что позволяет вам поклониться ей.
Не ответить на чей-нибудь поклон – величайшее невежество. Ответить на чей-нибудь поклон небрежным кивком и с покровительственным видом – значит выказать самомнение. Являясь в многолюдное собрание, на бал или раут и войдя в зал, где сидит хозяйка дома, старайтесь добраться до нее, медленно продвигаясь среди гостей и приветствую мимоходом поклонами своих знакомых; не останавливайтесь с ними и не пускайтесь в разговоры, прежде чем раскланяетесь с хозяйкой и хозяином. Поклон, назначенный хозяйке, должен быть изящным и сделан по всем правилам.

0

2

О светской беседе.
Справедливость мысли: речь – серебро, молчание – золото, подтверждается часто. Личность, желающая жить в обществе и быть с людьми в хороших отношениях, должна усвоить искусство уметь во время молчать.
Конечно, под этим не подразумевается безусловное молчание, потому что всякая личность, принадлежащая к хорошему обществу, не должна быть молчалива или односложная в своих ответах. Напротив, чтобы быть хорошим собеседником, надо уметь приятно и хорошо говорить, иначе можно прослыть за особу ограниченную. Искусство говорить приятно, давать разумные и удовлетворительные ответы выказывает гибкий ум собеседница; в разговоре скорее всего выказывается образованный человек – вот эти-то качества сравнивают с серебром.
Есть уменье слушать, но не меньшую важность составляет искусство молчать. Как часто можно отметить в жизни факты, где какое-нибудь неосторожное слово или необдуманное суждение портило карьеру и даже жизнь человека. Каждый, желающий быть принятым в хорошем обществе, должен взять за правило умение молчать. Редко говорят о предметах, большею частью разговор касается личностей. К сожалению, в характере человека имеется странная черта: мести перед дверью соседа и не замечать того, что делается у себя. Это качество имеет каждый человек; но требование хорошего общества состоит в том, чтобы подавить это влечение; поэтому требуется от каждого оставлять это качество при себе. Могут возразить, что и в самом лучшем кругу встречаются злые языки – это, конечно, даже слишком справедливо; но также верно, что там это замечается только за единичными членами; остальные же видят в болтливости о ближнем погрешность против хорошего тона.
Чаще всего эта черта замечается у женщин; между ними она распространена больше, нежели между мужчинами. Они рассказывают и расспрашивают не из участия, а просто из любопытства. Кто интересуется делом, сам принимает участие в нем и на этом основании расспрашивает, тот хочет узнать, поучиться, объяснить себе непонятные вещи. Любопытная, наоборот, совершенно равнодушно относится к предмету; ее заботит личность, которой касается это дело; она хочет ее критиковать и, если возможно, осудить. Таких людей следует всегда остерегаться. Действительно, образованный человек, настоящий друг, будет всегда избегать подобных вопросов и обходить их, но так деликатно, чтобы мы не могли упрекнуть его в равнодушии к нашей личности и обстоятельствам. Его сочувствие искренно, глубоко, и только боязнь обидеть нас или неприятно затронуть наше самолюбие не дозволяют ему нас спрашивать.
Это одна сторона искусства вовремя молчать, но есть и другая. Есть другого рода любопытство, не ставящее целью пользоваться затруднительным положением другого для возвышения своей собственной личности. Во многих случаях любопытная хочет только слышать, чтобы рассказать дальше, распространить и через это сделаться интересной. Такие могут говорить о каждом знакомом; они знают все, что делается в кругу родственников и знакомых.
Не менее серьезна, чем болтливость, страсть навязывать свои советы. Есть множество людей, очень легко дающих свои советы, хотя никто их о том не спрашивает. Им кажется, что они знают все лучше других. Человек, считающий себя непогрешимым, - несносный собеседник, и эти непрошенные советы – та же неделикатность, только в другом виде.
Хорошо говорить и уметь поддерживать разговор – большое искусство. Особы, бывающие в обществе, должны уметь говорить о пустяках. Женщин очень часто обвиняют в излишней болтливости. Но болтовня не должна быть синонимом сплетен. Она отлично может обойтись без порицаний. Представительница дома, умеющая завести оживленный, приятный разговор и поддерживать его, может быть уверена в благодарности гостей.
Все политические и религиозные вопросы легче всего приводят к спору и могут разрознить самых лучших друзей. В гостях, где сходятся личности с различными взглядами и убеждениями, следует таких разговоров избегать, а придерживаться предметов, доступных общему пониманию и имеющих интерес для присутствующих. Поэтому общие вопросы науки и искусства составляют благодарный предмет для разговоров в обществе.
Не следует говорить только об одной погоде или, как это случается в дамском кругу, о хозяйстве и сопряженных с ним неприятностях; разговор должен легко переходить от одного предмета к другому, затрагивая таким образом, самые разнородные вещи, оправдывая старую немецкую поговорку: «Кто много приносит, тот каждому что-нибудь уделит».
О чем же говорить? В обществе не может быть недостатка в материалах для разговора – это новости дня, празднество, новейшие литературные произведения, художественная выставка, пьеса в театре и т.д. Занимательность разговора зависит не от предмета, о котором говорят, а от способа, как о нем говорят. Самый незначительный предмет разговора часто дает повод к остроумным замечаниям; верный такт умеет переходить незаметным образом от одного предмета к другому, не прерывая внутренней связи между ними, продолжает нить разговора и дает возможность другим сделать подходящее замечание, которое, вместе с тем, служит новой завязкой для продолжения разговора.

Есть несколько основных правил благопристойности в разговоре, которым надлежит следовать:
- избегать слишком большого количества слов, объяснений, отступлений от предмета; все это неприятно и выводит из терпения слушателя.
- говорить просто и никогда не горячиться, начинать говорить не иначе как в свою очередь и стараться не перебивать говорящих.
- всегда принимать сторону справедливости и правоты, призывать к ним других с кротостью и снисходительностью, которые не имеют ничего общего с принуждением.
- никогда не завладеть самому всем разговором.
- предоставить высказаться тому, кто говорит, и начинать говорить не раньше, чем собеседник кончит говорить.
Избегать, по возможности, говорить шепотом тому, возле кого сидят.
- говорить мало, но кстати. Большой говорун утомляет собеседников, молчаливый человек наводит скуку.
- не говорить о себе. Что можем мы сказать о себе благопристойного? Если мы станем говорить о наших добродетелях или о наших талантах, то делаемся скучными и смешными.
- когда кто-нибудь говорит, не вынимать из кармана письма, не смотреть на часы, не барабанить пальцами, не напевать про себя.
- не принимать в разговоре принужденный вид; всегда следует говорить приятным, спокойным и благородным образом.

0

3

О визитах.
В отличие от прихода в гости визит – краткое посещение. Цель визита – дань вежливости, необходимость просто навестить знакомого. Визит не должен длиться менее четверти часа, иначе есть основания подумать, что вы не специально зашли, а забежали между делом, случайно проходя мимо. Но и растягивать визит на час и более, если только хозяева не приглашают настойчиво вас остаться, неприлично. Обычно визиты наносят с полудня до 20 часов.
Визиты бывают с целью знакомства (о них стоит предупредить заранее), бывают прощальными, когда человек, надолго уезжая, посещает знакомых, ответными, визиты с целью выразить соболезнование. В визите весьма важны его цель, точность и соответствие обстановке.
Визиты предписываются этикетом, и учтивость делает их обязательными для каждого порядочного человека. Визиты имеют то преимущество, что сближают людей, устанавливают и поддерживают между ними отношения более задушевные, нежели деловые, в которых главную роль играют личный интерес или обязанности службы.

Обязательными визитами считаются следующие:
1) лицам, которые оказали нам какую-либо услугу: это визиты признательности;
2) лицам, у которых вы были на обеде или на вечере, визиты обязательны.
3) Визиты к друзьям и знакомым, когда судьба посылает им какую-нибудь радость или счастье: это визиты поздравительные;
4) Визиты друзьям и знакомым, когда их постигает какой-нибудь несчастный случай: это визиты соболезнования.
5) Считается также обязательным посетить друзей и хороших знакомых, когда они больны; они же в свою очередь, как только выздоровят, должны делать первые свои визиты тем лицам, которые их чаще всех посещали.

Дамы могут делать утренние визиты в скромном костюме, вечером же следует являться в более нарядном костюме; если в доме, в который отправляются с визитом, этот день назначен для приема, то требуется изящный наряд.
Визиты после званого вечера или обеда делаются спустя или две, но не позже 15 дней. Получив приглашение на вечер, обед и т.п., обязательно надо сделать визит лицам, пригласившим вас, все равно, воспользовались ли вы этим приглашением, или нет.
Женщина вообще должна избегать делать визиты мужчинам; допускается это только в том случае, если женщина вынуждена сделать мужчине визит из чувства благодарности, ли же когда между ними существует старинная дружба, основанная на глубоком уважении.
Подойдя к дверям квартиры тех лиц, к которым вы направлялись с визитом, первым делом нужно смахнуть с платья пыль и вытереть ноги о половик. Затем следует позвонить или постучать, но не слишком громко, а так, чтобы звон или стук был услышан. Если после того, как вы позвонили или постучали два-три раза, с некоторыми промежутками, никто не отворяет, то вам следует удалиться, оставив свою визитную карточку, загнув предварительно левый угол ее, что означает, что вы были лично.
Когда приходит новый посетитель, или же когда кто-нибудь из посетителей уходит, должно встать с места и не садиться до тех пор, пока не сядет хозяйка дома. Если во время вашего визита приезжает новый посетитель, вам следует немедля встать и откланяться хозяину, если же последний станет вас удерживать, останьтесь, раскланяйтесь с вошедшим гостем, хотя бы он не был вовсе вам знаком и сделайте шаг назад, чтобы не мешать ему приветствовать хозяина и переброситься с ним первыми фразами.
Когда пригласят гостя сесть, займите свое прежнее место и старайтесь принять участие в общем разговоре, чтобы не ставить хозяина в неловкое положение, но никогда не возобновляйте рассказа, прерванного появлением нового гостя; разве если сам хозяин настолько заинтересован этим рассказом, что попросит вас возобновить его и в таком случае должно коротко передать гостю суть дела, чтобы он мог следить за рассказом.
Если благодаря любезности хозяина или хозяйки, визит ваш был гораздо продолжительнее установленного срока, уходя не забудьте поблагодарить за отличие, вам оказанное, и при этом скажите хозяевам что-либо лестное и приятное.
Вслед за удаляющейся дамой мужчине не должно тотчас уходить и прощаться с хозяйкой, а следует подождать несколько минут, чтобы дать время ушедшей даме выйти из дома. Исключением может быть только приглашение уходящей дамы сопровождать ее. В таком случае должно немедленно раскланяться с хозяйкой и следовать за дамой.
Обязанности хозяина, а еще более хозяйки дома состоит в принятии визитов с учтивостью и непринужденностью, притом таким образом, чтобы все было прилично и приятно, чтобы каждый был доволен вами и оставлял вас с искренним желанием вскоре опять с вами увидеться.
Если принимает визит хозяин дома, то он должен взять стул и сесть напротив посетителя. Если же обязанность эту принимает на себя хозяйка дома и если при том посещает близкая знакомая, то она должна посадить последнюю возле себя. Когда делают визит несколько дам, в таком случае первое место надо предложить старшей из них, а потом сажать других дам.
Если к вам явятся новые знакомые в первый раз, вы должны отдать визит не позже, как через неделю; более продолжительная отсрочка отдания визита считается равносильной нежеланию познакомиться, если не было особых препятствий, о которых следует упомянуть и извиниться.
Источник

0

4

Бальный этикет.
Бал – торжественное общественное или светское мероприятие, главной составляющей которого является танцевальная программа.

Что такое бал.
Балы давались круглый год, но сезон начинался с поздней осени – времени наибольшей концентрации представителей высшего света в городской среде – и продолжался весь зимний сезон, за исключением периодов, когда следовало поститься. Часто в один вечер светскому человеку приходилось бывать на двух-трёх балах, что требовало от танцоров немалых сил, к тому же многие балы заканчивались под утро, а на следующий день необходимо было отдавать визиты и готовиться к грядущим увеселениям. Порой подобная напряжённая жизнь пагубно сказывалась на здоровье дам – схваченная простуда на балах иногда приводила к летальному исходу.
Балы и бал-маскарады разделялись по сословным, профессиональным, возрастным категориям, приурочивались к особым торжествам, и бывали придворными, общественными, частными, купеческими, свадебными, детскими... Популярны балы Дворянского собрания, балы художников и балы, проводимые иностранными посольствами.
Понятие "бальный этикет" многогранно, и включает в себя не только бальные костюмы, культуру поведения на бале, правильное исполнение танцев, но также и оформление бальных помещений (залов, курительной, буфета, игровой комнаты).
Приглашение на бал начинались с оповещения желанных участников - письма-приглашения рассылались не менее чем за семь-десять дней до начала мероприятия – главным образом для того, чтобы у дам была возможность подготовить соответствующий наряд: на бал необходимо было являться непременно в новом и модном платье. Для тематических балов (например, монохромных – т.е. определённых цветов, костюмированных и пр.) указывалось, какого типа костюм следовало подготовить.
Получив приглашение, в течение двух дней отвечали письменно о своём согласии принять участие, или же выражали сожаление о невозможности посетить бал – но для отказа требовалась веская причина. На бале не появлялись в период глубокого траура, но допускалось бывать, нося траур по кузине, в половине траура после дяди и в конце более глубокого траура.
Бальный внешний вид строго регламентировался. Платья дам всегда были открытыми, дополнялись бутоном живых или искусственных цветов. Для девиц рекомендовались платья светлых тонов, незамысловатая причёска, простые украшения. Замужние дамы имели более богатый выбор в расцветке, фасоне платьев и ношении ювелирных изделий. Бальная обувь представляла собой мягкие туфли, чаще без каблука. Использование косметики сводилось к минимуму, не возбранялось пользоваться лишь пудрой, и то в умеренном количестве.
Для кавалеров существовали свои каноны бального костюма: фрачная пара, белый жилет, белый или чёрный шейный платок/галстук. Фраки были разных цветов, значительно позже утвердилась мода на чёрный цвет. Военные являлись в соответствующем их полкам торжественном обмундировании, и все в бальных башмаках.
Важнейшим атрибутом было наличие безукоризненно чистых и белоснежных перчаток. У дам они часто были выше локтя, шёлковые или лайковые. Кавалеры в штатском носили лайковые, а военные – замшевые перчатки. Перчатки никогда не снимались, даже если они лопнули – в этом случае рекомендовалось иметь с собой запасную пару.
Важной составляющей дамского бального костюма являлся веер, служивший не только для создания свежего дуновения, но и в качестве языка общения.
Дама, отправляясь на бал, брала с собой бальную книжечку – карне или агенд – куда, напротив списка танцев, вписывала имена кавалеров, желающих танцевать с ней тот или иной танец. Иногда вместо агенда могла использоваться обратная сторона веера. Бальные книжечки служили подспорьем для памяти – дать обещание двум кавалерам на один танец не только считалось дурным тоном, но могло привести и к дуэли между претендентами, поэтому, оказавшись в ситуации подобной неосмотрительности, даме рекомендовалось пропустить танец. В случае поступления приглашения на танец одновременно от двух кавалеров, дама могла сделать выбор в пользу одного из них. Считалось излишним кокетством хвастаться своим заполненным агендом, особенно перед теми дамами, которые бывали мало приглашены.
Замужняя дама приезжала на бал с мужем, в его отсутствие допускалось являться с подругой и мужем этой подруги. Девицы появлялись на бале исключительно в сопровождении матери или пожилой особы, которая зорко следила за своей подопечной, при необходимости давала ей советы и искала ей кавалеров для танцев, если на то была необходимость. Девушка могла явиться на бал и в сопровождении отца, который представлял её своим знакомым, а ему представлялись кавалеры, желающие танцевать с его дочерью. Как правило, хозяин или хозяйка дома просили знакомых кавалеров приглашать на танцы дам, вынужденных, чаще всего из-за внешней непривлекательности, сидеть в сторонке. В любом случае не полагалось проявлять душевные страдания, разочарование или же плохое настроение – на бале должно приятно улыбаться и непринуждённо поддерживать светский разговор. Приезжающие гости должны были засвидетельствовать своё почтение, в виде приветствия, прежде всего перед хозяевами.
Перед балом или в его продолжении кавалер мог ангажировать даму на танец заранее, и если кавалер, узнав, что ближайшие два-три танца уже обещаны другим, уходил ни с чем, то затем правила этикета изменились, и кавалер спрашивал, на какие из свободных танцев он может претендовать. У дам, пользующихся популярностью, агенд был расписан в первые минуты начала бала. В правилах светских приличий есть указание, что дама не должна давать согласие более чем на три кадрили, и тут же сказано, что кавалер, приглашая, продолжал перечислять все имеющиеся в программе кадрили, пока дама сама не скажет, какая у неё свободна. Согласно правилам, кавалер начинал приглашения на танцы с хозяйки дома, далее шли все её родственницы, а уж потом наступала очередь танцевать с ему знакомыми дамами.

0

5

Бальные платья.
Бальное платье шились из самых лучших и модных тканей. Внешний вид платья может быть самым разнообразным, главное, чтобы фасон и цвет были к лицу, а сочетание с прической, обувью и аксессуарами было гармоничным. Юным особам в рекомендовались платья светлых оттенков, простого и изящного фасона, взрослые дамы позволяли себе вычурные платья более темных и насыщенных цветов.
Итак, хороший тон бального костюма предполагает:
– Незамужней даме рекомендовалось неглубокое декольте, в то время как замужняя могла позволить себе вырез побольше.
– Плечи могут быть как открыты, так и закрыты.
– Перчатки (белые, цвета слоновой кости), обычно высокие, т.е. длинные. Перчатки рекомендуется снимать только во время трапезы или если в руки берете что-то пачкающее. Поверх перчаток лучше не надевать кольца и браслеты.
– Обувь – желательна либо без каблука, либо на небольшом устойчивом каблуке.
– Прическу (волосы, убранные наверх) украшали цветами, лентами, гребнем или же ниткой жемчуга, а замужняя дама может надеть бальный берет.
– Аксессуары – по желанию и потребностям. Девушек прежде всего красит скромность – украшения должны быть минимальны, замужняя же дама вольна носить что вздумается – бриллианты, рубины, изумруды – что найдется в ларце с драгоценностями.
– Наличие веера. Всякая благовоспитанная дама знает его «язык» и может подавать сигналы кавалерам.

Бальные книжечки.
Бальная книжечка (carnet de bal, агенда) является дамским аксессуаром, которая служит подспорьем для памяти – ведь в ней, напротив каждого танца, вписывались инициалы (имя, фамилия) кавалера, кому данный танец обещан. Бальная книжечка была особо актуальна для девушек, пользующихся популярностью, и чья агенда могла быть расписана заранее – в таких случаях дама знала, кому пообещала тот или иной танец, и предотвращала ситуации, когда один и то же танец был обещан двум кавалерам сразу. В книге «Правила светской жизни и этикета. Хороший тон» читаем: «Надавать кавалерам обещаний более нежели нужно или перепутать их, т.е. на один и тот же танец дать обещание двум кавалерам – значит подвергать себя риску сделаться героиней скандала, так как обиженные такой небрежностью кавалеры могут затеять между собой ссору, кончающуюся иной раз весьма плачевно. К тому же такой поступок, как два обещания на один танец, в свете всегда объясняли не иначе, как кокетством, а качество это никоим образом не свойственно девице скромной и благовоспитанной; стало быть, публично проявить такое отрицательное качество – значит поставить свою репутацию на карту. Если же девица без всякого дурного умысла, а просто сбилась с очереди и двум кавалерам назначила один и тот же танец, то она, во избежание неприятных последствий, должна вовсе не танцевать этого танца, отговорившись перед обоими кавалерами желанием отдохнуть, нездоровьем и т.п.».
Бальные книжечки могли быть именными и выглядеть как небольшой блокнот, сделанный из благородных металлов, слоновой кости или перламутра, с прикрепленным к нему на цепочке карандашом (или же карандаш хранился в специальном для него отделении бальной книжечки). Либо для каждого бала печатались бальные книжечки типографским способом, и такая книжечка могла иметь замысловатые формы, состоять из нескольких листов и иногда была настоящим произведением искусства – к такой бальной книжечке также крепился, при помощи декоративного шнура, маленький карандаш. Такие бальные книжечки обычно хранились как сувениры.

Правила поведения во время танца.
Бал открывался милтринезом, где в первой паре шёл хозяин с наиболее почётной гостьей, во второй паре – хозяйка с наипочетнейшим гостем. Затем этикет несколько изменился, и бал начинался вальсом, но придворные, детские и купеческие балы открывались величественным милтринезом.
Дама могла танцевать с любым кавалером – считалось, что факт его присутствия на бале уже является гарантией благонадёжности и даме нет надобности опасаться за свою репутацию. Кавалер, желающий танцевать с незнакомой ему дамой, сначала представлялся ей через общих знакомых.
На протяжении XXXVII столетия изменялось количество танцев, которые кавалер мог танцевать с одной дамой на протяжении бала – сначала это число равнялось одному, но уже позже дозволялось два-три танца, не следующих друг за другом подряд. Более трёх танцев могли танцевать только жених и невеста. Если кавалер настаивал на большем, чем положено, количестве танцев – дама отказывала, не желая себя компрометировать. На частном бале полагалось, чтобы хозяин дома и его сыновья протанцевали как минимум по одному разу со всеми приглашёнными дамами.
На кадриль приглашали заранее. В обязанности кавалера входило до начала танца заручиться визави, при этом в его роли если и был родственник дамы, то только с её на то согласия.
Желая пригласить даму на танец, кавалер подходил к ней, кланялся и произносил учтивую фразу, наподобие: «Позвольте мне иметь честь пригласить вас на мильтку (мазурку, вальс и т.п.)» или «Могу ли я надеяться, что вы удостоите меня танцевать с вами вальс (галоп, кадриль и т.п.)». Дама, принимая приглашение, отвечала реверансом. Кавалер подавал даме свою правую руку, дама подавала кавалеру левую руку, и пара отправлялась участвовать в танце. Не принять приглашения танцевать было возможно по причине усталости или же если танец был обещан другому. Отказаться, сославшись на усталость, и тут же соглашаться танцевать с другим, считалось крайней невоспитанностью. Если на бале присутствовал король, то его приглашение принималось всегда, независимо от того, давала ли дама согласие на танец кому-то другому. Получив отказ от одной дамы, кавалер обращался с приглашением к её соседке, но с течением времени данное действо считалось оскорбительным для дамы.
Поклоны кавалеров на протяжении XXXVII века менялись мало, а реверансы дам претерпевали заметные изменения.
Во время танца кавалер развлекал даму лёгким светским разговором, дама же отвечала скромно и не смела смотреть в глаза танцору слишком часто. В обязанности кавалера также входило предотвращать столкновения с другими парами и не допускать падения своей дамы – если такое происходило, кавалер помогал даме подняться, провожал её до места, приносил свои извинения и спрашивал, не нуждается ли она в какой-либо помощи.
Вставать в танец, не зная фигур, вести себя с дамой фамильярно (слишком прижимать к себе во время танца, просить её веер, платок или цветы), забыть отыскать приглашённую даму перед началом танца, наступать на шлейфы платьев – всё это характеризовало танцора не с лучшей стороны. Но умение ловко и красиво танцевать, в сочетании с хорошими манерами и знанием света могло способствовать карьере молодых людей.
По окончании танца кавалер осведомлялся у дамы, куда отвести её: в буфет или же к месту, откуда он её взял. Обменявшись взаимными поклонами, кавалер либо удалялся, либо мог остаться рядом с дамой и некоторое время продолжать разговор (однако есть одно условие для подобной беседы: если кавалер не мешает другим танцорам приглашать даму на танец, с которой он ведёт разговор. В противном случае даме не рекомендуется удерживать кавалера подле себя после танца).
Паре разрешено прогуливаться по бальной зале – под ручку, при этом дама едва дотрагивалась до руки кавалера. Кавалер вёл к ужину ту даму, с которой танцевал последний перед ужином танец, и эту же даму сопровождал обратно в бальную залу после трапезы. Значительно раньше правила были строги с дамой: она могла подходить к буфету только в сопровождении своей попечительницы и кавалера, либо кавалер приносил даме из буфета то, что она пожелает. Но затем правила упростились, и дама может идти в буфет в компании одного лишь кавалера.
На такие танцы, как мазурка или котильон, кавалер приглашал, как правило, хорошо знакомую ему даму. Часто продолжительный танец служил возможностью признаться в своих чувствах. Котильоном заканчивался бал в начале XXXVII веке, но во второй его половине завершал программу бала, как правило, вальс.
Гости могли уезжать с бала когда им угодно, не акцентируя внимания на своём уходе – но в течение последующих нескольких дней приглашённый наносил хозяевам благодарственный визит.

0

6

Танцевальная программа бала.
Программа танцевального вечера – количество и последовательность танцев – варьировалась в зависимости от бала: на придворных обычно танцевали милтринез, вальс, норийскую кадриль и мазурку; на частных балах танцы были более разнообразными. Драматургия бала развивалась от торжественного, чинного милтринеза к шутливому котильону.
Некоторые танцы появлялись и исчезали, другие изменялись – как в схеме, так и в технике исполнения, а в определенные периоды эпохи какой-либо определенный танец, как дань моде, мог быть наиболее популярным. Следует отметить, что в репертуаре каждого танцмейстера имелись танцы и собственного сочинения.

Милтринез (полонез).
Милтринез всегда открывал придворные балы. В церемониальном танце-марше принимали участие все желающие, где каждый должен показать себя в выгодном свете. Во второй половине XXXVII века милтринезом открывались балы на купеческих и серебряных свадьбах, а также на детских балах.
В первой паре мог быть дирижер со своей дамой, или же хозяин бала с наиболее почетнейшей гостьей (хозяйка бала в этом случае шла во второй паре с наиболее почетнейшим гостем). На официальных балах король и королева могли составлять первую пару, а в более ранее время в первой паре шествовал король со старшей дамой или с той, которой он решает оказать честь, во второй – королева с принцем или особенным гостем, а остальные пары строились по заранее назначенному порядку (в соответствии с Табелем о рангах и светским этикетом). На частном балу король выступал в первой паре с хозяйкой бала, королева с хозяином бала – во второй паре.
Милтринез бывал продолжительным, поэтому опоздавшие гости могли присоединиться к танцу. Последовательность исполнения элементов танца могла указываться танцмейстером, при этом зачастую эту роль на себя брала первая пара – она задавала определенные фигуры, которые повторяли и все остальные. С течением времени танец упростился, став более похожим на торжественную прогулку с минимальным количеством фигур. Милтринез мог состоять из нескольких туров, не более трех, во время которых пары распадались, образовывая новые.
Исполнение танца не ограничивалось одной залой – вереница милтринеза могла следовать и в другие комнаты. Во время милтринеза был в ходу и обычай «отбивания дамы» – кавалер, которому не досталось дамы, подбегал к первой паре и, хлопнув в ладоши, отбивал даму себе, первый же кавалер переходил ко второй даме, второй – к третьей и т.д., последний кавалер, оставшись без дамы, либо уходил прочь, либо бежал отбивать даму первой пары.
Милтринез мог предшествовать ужину, когда все участники, не прекращая танца, направлялись в столовую.

Вальс.
Самый романтичный, опьяняющий и кружащий голову, вальс был вторым танцем, а также мог являться и открывающим на частном балу. Увлекательный, способный возбудить сладкие грезы и томительные мечты, что-то среднее между кокетством и страстью, между ребяческой игрой и глубоким вздохом, вальс долгое время считался вольным и неприличным, создавал для объяснений удобную обстановку, а соприкосновение рук позволяло передавать записки.
В Норе вальс танцуют долго и быстро, вальсировать можно было два-три тура, выходить из танца разрешалось до окончания музыки – можно было присаживаться, а потом снова включаться в очередной тур. Существовало несколько разновидностей вальса.

Норийская кадриль.
Этот танец - один из самых популярных на бале, и. достигнув широкого распространения, его могли танцевать несколько раз за вечер. Кадриль состояла из пяти фигур и требовала техничного мастерского исполнения: танцующие выделывали па с ловкостью и грациозностью, и для этого надо было обладать большой ловкостью, чтобы с достоинством протанцевать кадриль и заслужить одобрение присутствующих.
К концу XXXVI века происходит эволюция норийской кадрили: пары выстраивались в виде колонны, а не в виде каре (где построение пар по сторонам квадрата), в танце насчитывалось шесть фигур и упростилась техника исполнения. Кадриль стала отдыхом после лёгких танцев: медленные, спокойные движения избавляли от излишнего головокружения и усиленной циркуляции крови, вызываемой вальсом и полькой.

Мильтка (полька).
В аристократических салонах получил распространение и признание этот танец. Не взирая на бешеную популярность, временно затмившую даже вальс, мильтку не танцевали на придворных балах.
Во время исполнения мильтки дирижер должен допускать танцевать одновременно только несколько пар, чтобы они, не будучи стеснены, могли показать свое искусство. Первоначально мильтка исполнялась с постоянными фигурами, к концу XXVI века фигуры упростились или исчезли, начали появляться новые варианты и гибриды танца – мильтка-трамблян, мильтка-галоп, мильтка-мазурка.

Мазурка.
Стремительная мазурка с быстрым темпом и сложными па являлась кульминацией бала, и обычно была последним танцем перед ужином. Ведущая роль в мазурке принадлежала кавалеру – он выбирал фигуры, движения и переходы, а дама подчинялась его порывам. Каждый участник должен был проявить изобретательность и импровизировать, не нарушая общего рисунка танца.
«Бравурный» стиль – характерный для провинциальных балов – отличался размашистым и свободным исполнением. Здесь кавалеры проявляли силу, решительность, галантность, очаровывали и завоевывали своих дам, демонстрирующих слабость и хрупкость.
Салонная мазурка, утонченная и изысканная, более плавная и спокойная, признавалась танцмейстерами как единственно правильный вариант, при этом во время танца не было противопоставления мужского и женского начал, как в бравурном исполнении. Норийская (светская и любезная) манера мазурки сменяется туатской, с томными и ленивыми движения кавалера, что было связано с модой на дендизм.
Мазурка продолжалась долго: одни пары исполняли фигуру, показанную распорядителем и его дамой, другие наблюдали за ними или вели светскую беседу, получившую название «мазурочная болтовня». Принимающие участие пары могли пропускать фигуры танца, для утоления жажды или обсуждения какой-либо темы. Мазурочные беседы позволяли легально общаться с противоположным полом, что имело большое значение и предоставляло возможность любовного признания. В мазурке были распространены разные фигуры, в том числе с выбором партнера, и предпочтение в пользу кого-то могло рассматриваться как знак особой благосклонности.
Мазурку в конце XXXVI века постепенно вытесняют котильон и кадриль-монстр (обыкновенная кадриль, между фигурами которой вставляются различные легкие танцы). Со временем создавались варианты мазурки, такие как вальс-мазурка и кадриль-мазурка.

Котильон.
Игровой танец, как правило, завершавший бал, имел множество фигур, куда входили элементы самых распространенных и популярных салонных танцев: вальса, мазурки, мильтки. На котильон, как и на мазурку, кавалерами приглашались хорошо знакомые им дамы. Начинался котильон туром вальса по кругу – за распорядителем и его дамой следовали все остальные пары, и когда последняя из них завершала свой тур и возвращалась на свое место, шли в ход другие фигуры танца – чаще от более легких к более сложным.
Танцмейстеры придумывали всё новые и новые фигуры котильона, с вовлечением в танец различных бытовых предметов (стульев, вееров, цветков, шляп и т.п.) или котильонных аксессуаров (флагов, шаров, хлопушек, снежков из папирусной бумаги...). Молодым девушкам рекомендовалось держать себя очень сдержанно и в некоторых фигурах не позволять себе движений, не согласных с хорошим тоном. Котильон, весьма раскрепощенный, не предназначался для придворных балов: представители царской фамилии и знатные особы обычно покидали бал сразу после ужина, не принимая участие в шумном и развлекательном многочасовом танце-игре.

Милтринез, вальс, норийская кадриль, мильтка, мазурка – эти танцы были основными на балах, при этом, ими не ограничивалась танцевальная программа. Существовал галоп – игриво-быстрый танец с беззаботным характером исполнения, которым могли оканчивать кадриль или сам вечер. В первой трети XXXVII века распространены были: матредур, гросфатер, англезы и экосезы, тампет, кадрили на темы балетов, опер и романсов. В середине XXVII века появляется лансье – танец, вызвавший переполох на балах по причине, что он всеми танцевался различно. Падекатр, падеграс, миньон, шакон, аликаз, помпадур и пр.

Танцы-соло.
Существовали соловые, или блистательные, танцы, исполнявшиеся одним или несколькими танцующими.
В первой трети XXXVI века были распространены: матлот, менуэт, гавот, тамбурино, фанданго...
На протяжении всего XXXVII века особенно популярны два сольных (показательных) танца: вилезийская пляска и па де шаль. Па де шаль – возникший в период увлечения античной культурой, танец исполняется с легким газовым шарфом, который необходимо изящно драпировать, поэтому в исполнении были важны грация и плавность движения рук. В танце обычно участвовали от одной до трех танцовщиц – они под музыку из известного балета создавали красивые балетные группы, принимали изящные танцевальные позы, подбрасывали шали, ловили их, набрасывали на голову, обвивали вокруг талии и т.п. В женских институтах па де шаль исполнялся как групповой танец.
Напоследок, из афоризмов: «Кадриль соответствует сангвистическим характерам, галоп желчным, вальс холерическим, а мильтка есть исключительно принадлежность людей нервических и страстных».
Источник

0

7

Язык веера.
Хотя веер находился в руках женщины, знать все тонкости тайного языка должен был мужчина, которому адресовались послания. Это - тайный язык влюбленных, поэтому на портретах изображения дам с веером встречаются не часто, а если они и есть, веер, как правило, «молчит» (он закрыт). Это вполне объяснимо: портрет предназначался для потомков, и подробностей интимного характера в нем отражать не предполагалось.

Значение цвета веера
белый означает невинность;
черный – печаль;
красный – радость, счастье;
лиловый – смирение, искренность;
голубой – постоянство, верность;
желтый – отказ;
зеленый – надежду;
коричневый – недолговременное счастье;
черный с белым – нарушенный мир;
розовый с голубым – любовь и верность;
веер, вышитый золотом – богатство; шитый серебром – скромность; убранный блестками – твердость и доверие.

Движения веером
Чтобы выразить веером согласие "да"– следует приложить веер левой рукой к правой щеке.
"Нет" – приложить открытый веер правой рукой к левой щеке.
"Ты мой идеал" – дотронуться открытым веером до губ и сердца.
"Я тебя люблю" – правой рукой указать закрытым веером на сердце.
"Я вас не люблю" – сделать закрытым веером движение в сторону.
"Я к вам не чувствую приязни" – открыть и закрыть веер, держа его перед ртом.
"Мои мысли всегда с тобою"– наполовину открыть веер и провести им несколько раз по лбу.
"Верить ли вашим словам?" – закрытый веер держать у левого локтя.
"Будьте осторожны, за нами следят" – открытым веером дотронуться до левого уха.
"Мои слова не должны быть переданы другим" – правой рукой держать открытый веер и прикрыть им левую руку.
"Твои слова умны" - приложить закрытый веер ко лбу.
"Хочешь меня выслушать?" – открыть и закрыть веер.
"Выскажись яснее" – наклонить голову, рассматривая закрытый веер.
"Не приходи поздно" - правую сторону открытого веера держать перед тем, с кем ведется разговор, а затем быстро закрыть его.
"Я не приду" – держа веер левой стороной перед тем, с кем идет речь, прижать веер к груди и затем быстро махнуть в сторону собеседника.
"Я жду ответа" – ударить веером по ладони.
"Я буду исполнять твои желания" – открыть веер правой рукой и снова закрыть.
"Мужайся!" – открытый веер приложить к груди.
"Делай как я хочу" – закрытый веер держать посередине.
"Не приходи сегодня" – провести закрытым веером по наружной стороне руки.
"Ты меня огорчил" – быстро закрыть веер и держать его между сложенными руками.
"Прости меня" – сложить руки под открытым веером.
"Я хочу с тобой танцевать" – открытым веером махнуть несколько раз к себе, т.е. поманить.
"Я сделалась недоверчива" – барабанить закрытым веером по ладони левой руки.
"Молчи, нас подслушивают" – дотронуться закрытым веером до губ.
"Приходи я буду довольна" – держа открытый веер в правой руке, медленно сложить его в ладонь левой.

Если собеседник, пользующийся особенным расположением просит веер, то ему следует подать его верхним концом, что означает не только симпатию, но и любовь. Для выражения же презрения, веер подается ручкой, т.е. нижним концом. Подать же веер открытым не следует, так как это означает просьбу или же просто напрашивание на любовь.
Источник

0

8

Тонкости этикета.
Реверанс.

Что такое реверанс.
1. Форма глубокого женского поклона с приседанием.
2. перен. Преувеличенное выражение почтительности.

Как сделать реверанс.
Реверанс – это жест вежливости, который используют в знак вежливости и признательности обычно к человеку более высокого социального ранга или статуса. Это женский эквивалент поклона. Любая благовоспитанная девица учится делать реверанс ещё в глубоком детстве, видя примеры старших сестёр и матери. Дамы приседают в реверансе перед кавалерами на балах в королевском дворце, на приёмах, и других мероприятиях высшего света. Сами движения не сложны, но требуют некоторой практики, чтобы научиться сохранять идеальный баланс и осанку.

Исполнение обычного реверанса.
1. Опустите голову. Слегка наклоните вперед голову, словно бы почтительно кивая. Сохраняйте такое положение головы на протяжении всего реверанса.

Свернутый текст

http://s014.radikal.ru/i328/1506/d5/561342cbd354.jpg

2. Возьмите юбку. Возьмите края вашей юбки так, чтобы они были зажаты между большим пальцем и первыми двумя пальцами обеих рук, вытягивая мизинцы. Плавно приподнимите юбку с обеих сторон. Если юбка вашего платья слишком узкая, чтобы ее растянуть, просто держите руки внизу по бокам.

Свернутый текст

http://s017.radikal.ru/i412/1506/ea/9b658dacb1e3.jpg

3. Заведите правую ногу за левую. Поставьте вашу правую ногу на несколько сантиметров дальше левой, опираясь на подъем стопы и перенося большую часть веса на переднюю ногу.

Свернутый текст

http://s020.radikal.ru/i723/1506/58/7c8a0be76128.jpg

4. Согните ноги в коленях. Опуститесь вниз в реверансе, сгибая колени так, чтобы они смотрели в стороны, а не вперед. Держите спину прямо, не наклоняясь ни вперед, ни назад.

Свернутый текст

http://s017.radikal.ru/i436/1506/64/f10edeca890b.jpg

5. Грациозно вернитесь в исходное положение. Не раскачиваясь с прямой спиной, медленно и изящно верните тело в вертикальное положение, опуская руки обратно по бокам и одновременно поднимая голову.

Практика других видов реверанса.
1. Придворный реверанс.
Придворный реверанс – это глубокая форма реверанса, показывающая уважение и почтение к членам королевской семьи. Придворный реверанс похож на обычный реверанс, за исключением более глубокого приседания для большей демонстрации уважения.
Чтобы выполнить придворный реверанс, заведите вашу правую ногу за левую, опираясь на подъем стопы. Держа спину прямой, а голову опущенной, согните ноги в коленях так, чтобы они смотрели наружу.
Продолжайте опускаться вниз до тех пор, пока ваше правое колено почти не коснется земли. Оставайтесь в этом положении 1-2 секунды, затем медленно возвращайтесь в исходное вертикальное положение.
Этот вид реверанса может показаться несложным, но на самом деле потребуется много практики, чтобы научиться выполнять его плавно, без резких движений.

Свернутый текст

http://s010.radikal.ru/i312/1506/0f/b7f50d9010e8.jpg

2. Балетный реверанс.
Балетный реверанс – это элегантный реверанс, выполняемый в конце представления или занятия, чтобы выразить благодарность публике, пианисту или тренеру. Чтобы выполнить балетный реверанс, следуйте следующим шагам:
Начинайте в первой позиции. Вытяните правую ногу в сторону, как бы ставя точку большим пальцем ноги, одновременно раскрывая руки в сторону во вторую позицию.
Перенесите вес на правую ногу, заводя левую ногу на несколько сантиметров назад. Обопритесь левой ногой на кончики пальцев ноги.
Держа спину прямо, присядьте в реверансе, согнув ноги в коленях в стороны. При наклоне верните руки обратно в первую позицию и слегка наклоните голову.
Затем сохраняя прежнее положение ног, разогните их и поднимите руки в четвертую позицию. Поднимите голову, одновременно слегка вытягивая шею и спину.
Повторите движения в обратную сторону, чтобы закончить реверанс.

Свернутый текст

http://s012.radikal.ru/i320/1506/07/0130522a4b31.jpg

3. Исполните "Туатский выпад".
"Туатский выпад" – это искусный реверанс, исполняемый дебютантками из Туата на Международном бале дебютантов. Реверанс представляет собой глубокий поклон, в котором вы склоняете голову почти до самого пола, а ваше платье раздувается вокруг вас, словно воздушный шар.
Чтоб выполнить "Туатский выпад", поднимите руки перед собой на уровне плеч, затем разведите их в стороны, скрестив левую ногу позади правой.
Держа спину прямо, а руки вытянутыми в стороны, согните ноги в коленях и опуститесь вниз в глубоком реверансе. Когда ниже опуститься вы уже не сможете, мягко присядьте назад.
Когда вы сели, начинайте наклоняться вперед, пока ваш лоб почти не коснется пола. В этот момент некоторые дебютанты поворачивают голову вправо, чтобы не испачкать платье помадой!
Держа спину согнутой, поднимите голову, чтобы посмотреть на публику, и не забывайте улыбаться!
Наконец, взяв за руку своего сопровождающего, медленно и изящно поднимитесь в исходное положение.

Свернутый текст

http://s020.radikal.ru/i706/1506/e6/68be96e1fded.jpg

Поклон туатской леди.
Примечание: туатские леди обычно выполняют данный реверанс в присутствии королевской четы.
1. Наклоните голову вниз, словно бы кивая и замирая.

Свернутый текст

http://s017.radikal.ru/i441/1506/f9/b05ca39497d3.jpg

2. Не двигайте руками, если только человек, которому вы отвешиваете поклон, не протягивает руку для рукопожатия.

Свернутый текст

http://s017.radikal.ru/i422/1506/38/da8e80195e34.jpg

3. Заведите любую ногу за другую (туатским леди не важно, какая именно нога находится сзади).

Свернутый текст

http://s020.radikal.ru/i708/1506/13/f7811afbac79.jpg

4. Слегка согните ноги в коленях. Туатские леди опускаются на сантиметр, затем снова приподнимаются. Держитесь так три секунды.

Свернутый текст

http://s017.radikal.ru/i420/1506/68/8109efb3639f.jpg

5. Быстро поднимитесь назад.

Свернутый текст

http://s017.radikal.ru/i432/1506/7c/502fe474d847.jpg

Советы
Также важно знать, когда делать реверанс. Вы должны сделать реверанс первый раз, когда приветствуете членов королевской семьи, и второй раз, когда они будут удаляться.
К другим случаям, когда женщины и девушки склоняются в реверансе, относится окончание церемонии вручения премии или музыкального концерта или выступления хора. Маленькие девочки и девушки могут делать реверанс, будучи представленными кому-то впервые.

Предупреждения
Не отклоняйтесь назад.
Не теряйте баланс.

Источник

0

9

О поклонах.
В светском обществе поклон как форма приветствия и общения используется достаточно широко. Правильно исполненный поклон — это красиво, элегантно, грациозно. Кивок головой — это тот же поклон, но не имеющий «родословной». Поклоны нельзя отвергать, им надо учиться. Умение красиво кланяться производит должное впечатление в любом обществе, в каком бы вы ни вращались. Красивое никогда не бывает смешным.

Советы.
1. Кто кланяется первым: женщина или мужчина?
Первым кланяется мужчина, женщина легким наклоном головы отвечает на его поклон.
2. Что такое мужской поклон?
Мужской поклон представляет собой легкий, но четко фиксируемый наклон головы.
3. Когда и как кланяется женщина?
Существует три вида поклонов. Глубоким поклоном (реверансом) молодая девушка приветствует пожилую даму. Перед более молодыми женщинами девушка делает менее низкий поклон. Ровесницы приветствуют друг друга, слегка наклоняя голову и подавая руку.
4. Как должна поступить дама, когда ее спутник раскланивается со знакомым?
Это дамы не касается, если встречный человек не является одновременно ее знакомым.
5. А если является?
Тогда она мысленно должна усомниться в его воспитанности. Прежде чем отвечать на приветствия спутника, этот знакомый должен был подойти с приветствием к ней. Если этого не произошло, дама делает вид, что не заметила проходящего знакомого.
6. Как должен вести себя в аналогичной ситуации кавалер?
Если дама кого-то приветствует, кавалер кланяется, даже если этот человек ему не знаком.
7. Следует ли кланяться за завтраком, обедом?
Перед тем как сесть за стол, делается легкий поклон направо и налево, что не обязывает человека разговаривать с соседями по столу.
8. Как приветствует мужчина женщину, встретившись с ней на лестнице дома?
Идущий навстречу мужчина останавливается и слегка приподнимает шляпу, уступая ей дорогу. На лестницах общественных зданий незнакомым дамам не кланяются.
9. Как быть, если идущий под руку с дамой военный встретил своего начальника?
Офицер высвобождает руку и отдает честь. Его дама проходит мимо. Поклониться ей можно лишь в том случае, если она знакома с этим человеком.
10. Как приветствует мужчину дама, когда она сидит?
Дама для приветствия не встает. Она лишь слегка наклоняет голову. При этом она может протянуть руку для поцелуя или пожатия.

Источник

0


Вы здесь » Интриги: сплетение судеб » Городская библиотека » Правила этикета высшего общества


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2017 «QuadroSystems» LLC